Фильм «Нюрнберг» уже сам требует своего биографа. Это видно, как только попадаешь на съемочную площадку. Как и знаменитый процесс, о котором в нем идет речь. Съемки картины режиссера Николая Лебедева по роману Александра Звягинцева «На веки вечные» проходят в эти дни на «Мосфильме». Часть уже проведена в Чехии. Далее будут снимать в Германии и Бельгии. А пока в одном из павильонов «Мосфильма» выстроена точная копия легендарного «Зала 600» нюрнбергского Дворца правосудия, где проходили заседания Международного военного трибунала в 1945-1946 годах.
На площадке — Вавилон, в том плане, что происходит «смешение языков и народов». Кажется, что само изваяние Медузы Горгоны над массивными дверьми застыло от удивления. Это кино нового поколения. Режиссер Николай Лебедев общается, переходя с русского на английский и обратно, с легкостью гида. Невольно думаешь, наблюдая за его работой, что у нас после долгого перерыва вновь появились режиссеры, способные управлять крупными международными проектами, работать с командой, в которой собраны представители многих стран. А конкретно в фильме «Нюрнберг» заняты актеры из США, Великобритании, Германии, Чехии, Франции, Бельгии, Австрии, Дании… Россию представляют Евгений Миронов, Алексей Бардуков, Игорь Петренко и другие.
Сергей Безруков играет роль Романа Руденко, который был главным обвинителем на процессе от СССР: «Роль у меня значительная, судя по личности Романа Руденко, потому что он, выступая главным обвинителем, представлял Советский Союз. И в том, что нацистские преступники были справедливо наказаны — огромнейшая заслуга Руденко, его эрудиция, ораторский талант, сыграли свою роль. Поскольку у меня воспитание советское, то тема Великой Отечественной Войны, «обыкновенного фашизма» — у меня в крови. Столько фильмов пересмотрел: от советских художественных картин до знаменитого документального сериала «Великая Отечественная» с озвучкой Василия Ланового. Почему День Победы для меня святой праздник? Потому что я деда помню! Я вырос с моим дедулей Мишей, и он мне все рассказывал. Дедули нет уже в живых. Но я — то самое поколение, которое помнит. И самое главное для меня, когда играю Романа Руденко, чтобы эмоции не захлестывали. Николай Лебедев, с которым мы работаем не впервые, говорил мне: «Сдерживай эмоцию!». И это очень сложно — у меня эмоции настолько близко! Особенно когда вещественное доказательство предъявляешь — кожу, из которой делали сумочки… Тебя начинает трясти в этот момент. Ты просишь сказать «Стоп!», прервать съемку. Потому что холодный рассудок обвинителя, жесткость с которой он докладывал, сыграть сложно. Холодок по спине должен пробегать от его слов. Обвинительная речь — не просто отношение к преступникам, ненависть к фашистам и их злодеяниям, она должна идти от сердца, тогда голос будет звенеть. Тогда вся атмосфера вокруг перевоплощается».
«Нюрнберг» сложный и потому, что международный проект, и — историческое кино, много линий, актеров, персонажей, событий
… Снимается сцена допроса Геринга. В роли нациста — Карстен Норгаард, известный по проектам «C.S.I. Место преступления», «Чужой против Хищника», «Обитель зла: последняя глава», «Гримм» и другим. Он интервью не дает — ему нужно сконцентрироваться на роли. Да слова, в принципе и не нужны. Снимается сцена, где он не говорит, а только выражает противоречивые эмоции, которые обуревают Геринга во время Нюрнбергского процесса. Титаническая мощь игры. Предельная концентрация. Высокий уровень. Еще одна сцена. Идет процесс — Геринг говорит по-немецки. В роли его обвинителя — Жорж Девдариани («Красная река», «Григорий Р.», «Мата Хари», «Екатерина. Взлет» и другие проекты). Он говорит по-английски. Все — как было в реальности. В перерыве между съемками Жорж рассказывает обозревателю «РГ», что это — не просто американский английский, а именно тот, на котором говорили в середине прошлого века. Он специально работал над языком. Произношением. И опять понимаешь какой огромный механизм — будущий фильм «Нюрнберг».
Сами продюсеры признаются, что запустить международный проект во времена пандемии — испытание не из легких. Вот, например, в этот день на площадке 400 человек только массовки. Сфотографировать на память хочется каждого — видна талантливая скрупулезная работа кастинг-директоров. Если бы эти люди не были в масках (снимают только, когда работает камера) и не доставали иногда в перерывах мобильные телефоны, полное ощущение что каждый из них — представитель другой эпохи. Тщательно пошитые костюмы, свет… Труд стольких специалистов. Как режиссер управляет всей этой махиной?
… Во время пандемии я слушала мастер-класс Николая Лебедева — молодым людям он рассказывал об азах профессии по Zoom. Запомнились его слова о том, как готовиться к каждому фильму. Раскадровки, рисунки, файлы. Придя на площадку, Лебедев держит уже весь фильм в голове. В ответ на вопрос об этом — полез под режиссерский стол. Там в простой матерчатой сумочке — три, нет, даже четыре толстенных тетради, расписанные вручную. И в них — весь «Нюрнберг».
Задаю вопрос, а вдруг кто-то это украдет? Смотрю в глаза Лебедеву и понимаю — он по памяти восстановит все. Но Николай отвечает и на этот вопрос — открывает свой ноутбук и показывает множество файлов — также расписан весь фильм. Более того, предыдущий фильм, над которым он трудился, по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», также проработан Николаем Лебедевым весь целиком. Этот проект так и остался нереализованным, и сейчас над экранизацией «Мастера и Маргариты» работает другая команда во главе с другим режиссером Михаилом Локшиным. И это — полностью другой проект, и отдельный разговор.
… Нюрнберг дался Лебедеву нелегко. Сценарий он писал почти два года. «Нюрнберг» сложный и потому, что международный проект, и историческое кино, много линий, актеров, персонажей, событий. Но мы еще попали в кризисное время. Первый съемочный день был назначен на 18 марта 2020 года. А 16 марта в Чехии и везде в мире объявили карантин. Когда его сняли, все пришлось готовить заново. Но как только съемки возобновились, я заболел ковидом — к счастью, единственный из группы. Три недели был изолирован, в удаленном доступе, так и работал с группой», — рассказывает Николай Лебедев. После чего он вышел на площадку с воспалением легких…
Значительную часть интервью Лебедев рассказывает о группе и благодарит всех и каждого. Действительно, каждый на площадке изо всех сил старается быть нужным. Есть ощущение, что делается большое общее дело. Наверняка, это бросалось в глаза и высоким чинам, которые приходили на съемки «Нюрнберга». А был уже, например, Сергей Нарышкин, глава РИО. Картина делается при поддержке Министерства культуры РФ.
Этот фильм дался Николаю Лебедеву очень нелегко. Сценарий он писал почти два года. Фото: Синема Продакшн
Николай, каким будет фильм? Действие ведь не будет происходить только в зале суда? Где еще?
Николай Лебедев: В лесах, квартирах и подземельях (смеется). И, конечно же, на улицах, причем не только Нюрнберга, но и Берлина. У нас будут большие приключения, через которые проходит герой. Как рассказать о процессе так, чтобы фильм смотрели сегодняшние зрители? Стенли Крамер снимал в своем знаменитом фильме «Нюрнбергский процесс» судебную драму, но она сама по себе не может быть в центре истории. У Крамера это была нравственная, человеческая драма. И, кстати говоря, рассказывала она не о большом процессе над нацистскими преступниками. В той картине действие разворачивается вокруг так называемого малого процесса «судей над судьями». У нас же в центре внимания — тот самый большой Нюрнбергский процесс, но при этом наше кино тоже — про человеческие отношения. А Нюрнбергский процесс, он катализирует историю, по своему комментирует ее и показывает, как общечеловеческие катастрофы и нравственные тенденции отражаются на судьбах героев, и как судьбы героев влияют на ход истории.
Но, тем не менее, Нюрнбергский процесс — основная линия фильма. Почему важно восстанавливать справедливость?
Николай Лебедев: Я думаю, что про это рассказывает вся человеческая история. Мы так часто сталкиваемся с несправедливостью, со злобой, которая отравляет жизнь не только человеку, но и целым странам, что важно знать: все равно все приходит к правильным нравственным ориентирам. Что бы ни говорили, в людях торжествует не звериное, а человеческое. Нюрнбергский процесс показал — люди стремятся объединяться не для того, чтобы покарать кого-то, а для того, чтобы вместе выработать новые нравственные устои.
Николай, а вы понимаете, что творите историю сейчас? Историю кино, в частности.
Николай Лебедев: Любой проект, он о человеке. Амбиции, безусловно, хороши. Но глупо надувать щеки, когда проект еще не сделан. Когда Эльдар Александрович Рязанов снимал «Иронию судьбы …», никому в голову не могло прийти, что эта картина впечатается в память сотен миллионов зрителей. Скромная история…
«Нюрнберг» — это не скромная история. Это изначально амбициозный проект.
Николай Лебедев: Важно чтобы получилось живое, сильное, яркое кино. А об остальном поговорим после.